Сергій Фрадков
Велопоход. Шотландия. I. On Scotts to Scotland
7 - 21 травня 2012
Участники
  1. Влад (Scott Aspect 40 2009), Харьков
  2. Александра (Scott Contessa 50 2009), Харьков
  3. Костя (Scott Scale 80 2008), Харьков
  4. Сергей (Scott Reflex 30 2007), Харьков
  5. Аня (Scott Contessa 40 2008), Харьков
Маршрут

На поезде: Харьков - Киев
На самолете: Киев - Лондон - Эдинбург
На велосипедах: Эдинбург - Сент-Эндрюс - Данди - Абердин - Бремор - Стерлинг - Эдинбург
На поезде: Эдинбург - Лондон
На самолете: Лондон - Киев
На поезде: Киев - Харьков

Треки

GDB GPX

Предисловие

В сентябре 2011 года Влад с Сашей вдвоем и самостоятельно съездили в велопоход по Норвегии. Доказав самим себе и окружающим, что подобные авантюры вполне осуществимы, ребята выступили локомотивом в подготовке нового похода, на этот раз в Шотландию.

Конец ноября 2011, Саша узнает о дешевой распродаже билетов WizzAir до Лондона на май 2012 года. За пару дней нужно принять решение о составе команды и купить билеты. Команда из 5 человек (двое из которых не имеют загранпаспортов) набирается и с головой окунается в омут. Билеты в обе стороны Киев (Жуляны) - Лондон (Лутон) - Киев (Жуляны) обходятся в 1282 грн ($160) на каждого (по состоянию на 30 марта 2012 года эти же билеты стоят 2252 грн ($281)). Так как у Ани и Кости нет паспортов, то при заказе билетов мы попытались угадать как будут написаны имена и фамилии в их будущих загранпаспортах руководствуясь постановлением кабмина Украины (всё-равно не угадали в одной букве, кто ж мог подумать, что Ганна - это Hanna, а не Ganna). Даты, на которые продавали дешевые авиабилеты, определили даты похода. Итак, мы собираемся в поход на 15 дней.

Виза в Великобританию

Как утверждают злые языки — получить визу в Великобританию сложнее, чем Шенген, поэтому мы попытались подстелить себе соломки на всех фронтах перед подачей документов в визовый центр. Столько бумажек, сколько мы собрали, я еще не собирал ни на одну визу. Все переводы я делал самостоятельно, без привлечения каких бы то ни было агенств.

  1. Распечатанная заполненная анкета с сайта Visa4UK
  2. Распечатанное подтверждение о дате собеседования со штрихкодом с сайта Visa4UK, доступное после заполнения анкеты.
  3. Украинский паспорт (ксерокопия всех 16 страниц даже если они пустые)
  4. Загранпаспорт (ксерокопия всех страниц с отметками)
  5. Свидетельство о регистрации ЧП (нотариально заверенная копия) + перевод
  6. Выписка о доходах за последние 6 месяцев из налоговой (оригинал) + перевод
  7. Выписка о состоянии счета и движения средств на банковском счете за последние 6 месяцев (оригинал) + перевод
  8. Cвидетельво о браке (ксерокопия) + перевод
  9. Свидетельство о рождении ребенка (ксерокопия) + перевод
  10. Выписка из БТИ о владении квартирой (ксерокопия) + перевод
  11. Техпаспорт на машину (ксерокопия) + перевод
  12. Билеты на самолет Киев - Лондон - Киев
  13. Страховка на 50000 евро с типом страховки Active Rest, то есть активный отдых (в визовом центре отрывают одну из двух оставшихся после страховой компании страничек страховки)
  14. Фотография меня формата 3.5 x 4.5 см с размером лица в 32 мм.
  15. Рабочая визитка
  16. Детальный план велопохода, расписанный по дням, откуда куда и сколько километров мы собираемся проехать.
  17. Подтверждения брони из отелей, где у нас запланированы ночевки.
  18. Фотографии 10x15 меня с ребятами на велосипедах в велоформе на фоне разных Крымских пейзажей, что должно добавить веры посольству в то, что мы давно знаем друг друга и имеем опыт езды на велосипеде.
  19. Ксерокопии лицевой и тыльной сторон кредитных карточек, по которым прилагается выписка из банка, с замазанным CVC кодом на тыльной стороне (в визовом центре Великобритании эти ксерокопии нам тут же вернули, то есть они не нужны).

К 1 марта были собраны все документы и заполнена онлайн анкета на сайте. После заполнения анкеты мы назначили сами время собеседования в визовом центре на удобное нам число 16 марта. 16 марта 2012 года мы посетили визовый центр Великобритании в Киеве, подали документы на визу и сдали отпечатки пальцев. Стоимость визы - 988 грн, стоимость доставки паспортов с визой или без оной в Харьков - 50 грн, стоимость подписки на смс-уведомления - 20 грн.

Формально у посольства Великобритании есть 15 рабочих дней для принятия решения. Ждем решения посольства и проверяем статус своей анкеты на сайте VFS Global Ukraine в разделе «Track your application»

На 14-й бизнес день с момента подачи документов мы получили e-mail уведомление «Your application is approved.». Они посмотрели в наши честные лица и таки поверили в наши неиммиграционные намерения. Через несколько часов после получения e-mail уведомления статус на сайте визового центра сменился на «Processed application in transit». Еще через некоторое время пришли две смс, Владу и мне (так как мы оба заказали себе смс-уведомления). Владу на английском «Processed visa application ref no.UKAC/XXXXXX/YYYYYY/1 couriered to you via TNT courier on 05/04/2012», а мне на русском «Заявление на получение визы номер UKAC/XXXXXX/YYYYYY/1 обработано, паспорт отправлен Вам курьером TNT 05/04/2012». Статус на сайте сменился на «Processed application returned to courier».

На следующий день курьерская служба TNT доставила пакеты с паспортами и возвращенными документами. Мультивиза на 180 дней вклеена. Ура!

Некоторые документы были возвращены (то ли они не нужны были изначально, то ли были нужны для принятия решения, но не нужны для хранения в посольстве):

  1. Ксерокопия украинского паспорта
  2. Ксерокопия загранпаспорта
  3. Визитка
  4. Фотографии 10x15 на фоне велосипедов
  5. Оригинал листика страховки (то есть, теперь один в страховой и два у меня)
  6. Ксерокопия техпаспорта на машину
  7. Перевод техпаспорта на машину
  8. Перевод справки БТИ о владении квартирой

Как ездить по Шотландии

Главное, что стоит не забыть — в Шотландии левостороннее движение.

Как ориентироваться в Шотландии

Конечно, компас и бумажный атлас страниц эдак на 300 – это наше всё, но, в велопоходе каждый грамм на вес золота, поэтому все-таки нужен GPS навигатор. Мы использовали навигаторы Garmin Oregon 450 и Garmin GPSMAP 62s, установленные на рулях велосипедов и превосходно показавшие себя под постоянными Шотландскими дождями. Навигатор должен стоять в идеале у каждого из команды, потому что когда команда случайно разделяется (разъехавшись разными дорогами именно потому, что неточно знали куда ехать по маршруту), найти друг друга весьма проблематично, если все члены команды не имеют единых точек POI.

Где выбрать подходящий веломаршрут по Шотландии

Сайт Sustrans – неисчерпаемый кладезь познаний о веломаршрутах по Шотландии.

Где брать карты Шотландии для Garmin
  1. OpenCycleMap UK (велоcипедные маршруты Шотландии)
  2. TOPO Great Britain
  3. Garmin GB Discoverer 1:50K
7 травня. Киев (Жуляны) - Лондон (Лутон)

Рубикон перейден, отступать некуда, мы докатились своим ходом до аэропорта Киев Жуляны (который находится в самом центре Киева в отличие от далекого Борисполя).

Начался дождь и разборка велосипедов плавно переместилась с улицы внутрь терминала. Разбираем по инструкции с activelife.dp.ua.

Разборка велосипедов для самолета
Велобаулы грузим в большие клетчатые Барабашовские сумки (сумки, в которых возят одежду торговцы на большом Харьковском рынке Барабашово), и сдаем как багаж. Велосипеды в чехлах сдаем как спортивное оборудование.
Разборка велосипедов для самолета
На лоукостах обычно не дают место при регистрации на рейс. Кто первый забежал в самолет — тот и сел на хороших местах.
Быстро выдуваем по Кока-Коле и идем на посадку
Старый терминал Жулян – редкий гадюшник, надеюсь, что новый, свежеоткрытый терминал будет немного получше.
Зал ожидания аэропорта Жуляны
Прощальный звонок семье перед взлетом.
Успешно садимся в аэропорту Лутон.
Welcome to England

Проходим паспортный контроль и располагаемся в холле прибывающих. Перво-наперво ищем розетки, чтобы подзарядить все наши гаджеты. Розеток в аэропорту Лутона практически нет. Находим две и располагаемся лагерем рядом с ними. Розетки в Англии отличаются от Европейских, поэтому мы заранее закупили в Интернете соответствующие переходники.

Розетки в аэропорту Лутон

В аэропрорту нам надо было переночевать в ожидании утреннего рейса на Эдинбург. Условий для комфортной ночевки в Лутоне нет, мы были к этому готовы прочитав отзывы на сайте The guide to Sleeping in Airports, поэтому начали устраиваться по-походному. Специально для ночевки в Лутоне я брал карематы имея в виду их просто постфактум выкинуть, хотя по факту проездил с ними весь велопоход.

Ночь в аэропорту Лутон
Специально для Ани приволокли эту неподъемную скамейку за угол, туда, где дуло от дверей меньше.
Ночь в аэропорту Лутон
А я устроился просто на каремате.
Ночь в аэропорту Лутон

Ночью мы хорошо примерзли, пошли бродить по аэропорту, и обнаружили, что на Departures гораздо теплее. Так как нам все-равно туда надо было топать утром, мы переехали и тепло и комфортно заснули там.

Departures зона аэропорта Лутон.
8 травня. Лондон (Лутон) - Эдинбург - Стратмигло

В 6 утра мы зарегистрировались на рейс EasyJet до Эдинбурга. Весь наш негабаритный багаж нам пришлось тащить на противоположный конец аэропорта, так как на стойках регистрации (в отличие от Жулян) ни велосипеды, ни велобаулы у нас не приняли.

EasyJet Лондон-Эдинбург

Час от Лондона до Эдинбурга все спали как убитые после сложной ночи в Лутоне.

EasyJet Лондон-Эдинбург
Вот так выглядит упакованный для самолетной перевозки велосипед.
Вот так выглядит упакованный для самолетной перевозки велосипед
Сборка велосипедов в аэропорту Эдинбурга.
Сборка велосипедов в аэропорту

Начинается собственно велопоход, держим путь на Стратмигло, маленький городишко, где мы будем ночевать у нашей хорошой знакомой, местной жительницы. Планируя наш маршрут мы старались придерживаться национального веломаршрута номер 1 Coast & Castles North, который должен нас довести от Эдинбурга до Абердина.

Garmin Oregon 450 на руле.
Garmin Oregon 450 на руле
Указатели веломаршрута
Шотландия. Указатели веломаршрута
Веломаршрут номер 1
Шотландия. Веломаршрут 1
Проезжаем Квинсферри.
Шотландия. Квинсферри

Нам предстоит переехать реку Форт (Forth) по одному из самых длинных подвесных мостов мира – Forth Road Bridge. Общая длина моста – 2.5 км и главный подвесной пролет моста имеет длину 1006 метров между двумя башнями. Если быть точнее, то это уже не река, а устье реки Форт (Firth of Forth), геологически являющееся фьордом, образованным ледником.

Въезжаем на Forth Road Bridge.
Въезжаем на Forth Road Bridge
Forth Road Bridge.
Forth Road Bridge
Железнодорожный мост Firth of Forth
Река Форт.
Река Форт

Переехав реку Форт, проезжаем город Инверкиттинг и движемся в сторону Данфермлина. По дорогам ехать не приходится пока что, едем по выделенным велодорожам.

Река Форт

Въезжаем в Данфермлин. В Данфермлине родился Эндрю Карнеги, американский предприниматель, сталепромышленник и филантроп, именем которого названы университет Карнеги-Меллона в Питтсбурге и Карнеги-холл в Нью-Йорке (не путать с Дейлом Карнеги, автором книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», который изменил написание своей фамилии с Carnegey на Carnegie именно потому, что имя предпринимателя Эндрю Карнеги было знакомо всем. И нет, они не родственники).

Дом-музей Эндрю Карнеги
Данфермлин. Дом-музей Эндрю Карнеги
Данфермлинское аббатство
Данфермлин. Аббатство

Данфермлинское аббатство являлось местом погребения монархов Шотландии в средние века. Монастырь построен в 1128 году.

Данфермлин. Время работы и цена билетов аббатства
Внутренняя коллонада
Коллонада Данфермлинского аббатства
Данфермлинское аббатство
Данфермлин. Аббатство
Кладбище Данфермлинского аббатства
Данфермлин. Кладбище аббатства

Одной из постоянных проблем похода было вечно прокалывающееся заднее колесо Костиного велосипеда.

Замена камеры.
Замена камеры
Степь да степь кругом
Шотландия. Поля
Стратмигло.
Шотландия. Стратмигло

За день пройдено 50.8 км на байках и в конце дня нас немного (14.6 км) подкинули до места ночевки в Стратмигло наши Шотландские знакомые на машинах, потому что сильно опаздывали на ужин ;-)

Продолжение