Сергій Фрадков
Велопоход. Крым. Юго-Восточный Матрас
2 - 6 июля 2011
Участники
  1. Сергей, Харьков (Scott Reflex 30 2007)
  2. Влад, Харьков (Scott Aspect 40 2009)
  3. Аня, Харьков (Scott Contessa 40 2008)
Маршрут

На троллейбусе: Симферополь - Ангарский перевал
На велосипедах: Ангарский перевал - Алушта - Солнечногорское - Малореченское - Рыбачье - Морское - Судак - Миндальное - Богатовка - Солнечная Долина - Щебетовка - Курортное - Коктебель - Орджоникидзе - Феодосия
На автобусе: Феодосия - Симферополь

Треки

GDB GPX

Предисловие

Поход задумывался как летняя прогулка вдоль южного побережья Крыма с остановками на отдых и купание в море — матрасный темп, матрасный отдых, лето, июль. Забегая вперед можно с уверенностью сказать, что этот поход оказался самым сложным в физическом плане из всех моих предыдущих походов: матраса не получилось (что, впрочем, никому настроения не испортило).

Это был первый поход, когда мы поставили на два из трех велосипедов багажники. Обычно мы ухитрялись в майских походах обходиться только заплечными рюкзаками, а тут лето, вроде и одежды поменьше – а в заплечники не влезли. Когда впервые садишься на велосипед с нагруженным багажником после многих лет езды без багажника — ощущние такое, что сел за руль фуры после опыта езды на малолитражке.

День 1. 2 июля 2011. Симферополь - Ангарский перевал - Алушта - Солнечногорское - Малореченское - Рыбачье

Стартовать было запланировано из Алушты, до которой мы рассчитывали добраться на троллейбусе. Троллейбус, который ужасно вонял палеными тормозными колодками сразу после выезда, натужно довез нас до Ангарского перевала и окончательно поломался. Какое-то время мы все еще надеялись на продолжение движения, но когда все остальные пассажиры покинули троллейбус в поисках лучшего транспорта — мы тоже выгрузились, собрали велосипеды и покатили вниз в Алушту.

Велосипеды в троллейбусе Симферополь-Алушта

С ветерком скатились в Алушту и выехали на набережную. Алушта летняя разительно отличается от Алушты апрельской, когда было даже негде поесть — не работали большинство кафе. В этот раз нам были рады и мы устроились завтракать в кафе рядом с колоннадой.

Алушта. Кафе на набержной
Велосипеды

После завтрака мы выдвинулись в сторону Рыбачьего, в котором собирались делать первую ночевку.

На трассе Алушта - Рыбачье
На трассе Алушта - Рыбачье
Трасса Алушта - Рыбачье
На трассе Алушта - Рыбачье

За первый день до Рыбачьего мы набрали суммарно 849 метров на серпантине и порядком устали. Рыбачье на первый взгляд оказалось малюсенькой деревушкой, расположенной вдоль дороги. Но поселок на самом деле гораздо больше, чем видно с дороги — достаточно лишь пройти по любой дороге от моря. Поселились в домике в двух шагах от пляжа за 400 грн на троих.

Рыбачье.
Рыбачье
Пляж в Рыбачьем.
Пляж в Рыбачьем
День 2. 3 июля 2011. Рыбачье - Морское - Судак

Встали ни свет ни заря снимать рассвет. Солнце встало не из-за моря, а из-за горы.

Рассвет в Рыбачьем

Общей идеей было выезжать рано утром пока не так жарко. За второй день планировали добраться до Судака.

На выезде из Рыбачьего

Начинается серпантин.

Серпантин Рыбачье - Морское

Дорога из Рыбачьего на Судак очень красивая, много подъемов и спусков. Подниматься тяжело, зато вниз летишь не тормозя — машин нет, асфальт великолепен, разворотов на 180 градусов почти нет (этим серпантин Алушта - Судак выгодно отличается от серпантина на Ай-Петри).

Серпантин Рыбачье - Морское
Серпантин Рыбачье - Морское
Серпантин Рыбачье - Морское
Серпантин Рыбачье - Морское
Въезжаем в Морское.
Морское

В Морском решили поспать часик на пляже. Специально ехали в июле, надеясь купаться в каждом месте остановки, но вода ледяная по всему побережью. Купальщиков нет ни одного, собирается дождик.

Морское. Пляж

После сна нас разморило и ехать уже никуда не хотелось, да еще и включили солнце на полную. Выезжаем на Судак.

Дорога Морское - Судак. За поворотом начнется тягун.
Дорога Морское - Судак
Знаменитый подъем из Морского — длиииинный тягун под палящим солнцем.
Подъем из Морского
Хотя, если бы мы ехали наоборот — это был бы замечательный и скоростной спуск к Морскому.
Длинный спуск к Морскому
После подъема — красивый серпантин перед селом Веселое.
Серпантин в районе села Веселое
Серпантин в районе села Веселое

Докатились до Судака и без особых проблем нашли жилье: флигель за 200 грн с троих. Велосипеды привязали во дворе рядом с охранником и собаками. Охранник был явно веселый дядя, долго нам на ночь рассказывал теорию мирового заговора и свои конфликты с прочим местным населением, мести и проблем от которого он ожидал. Я даже поволновался найдем ли мы утром свои велосипеды в здравии, но вроде все обошлось.

Судакская крепость.
Судакская крепость
Судакская крепость

Поужинали на набережной Судака в татарском заведении. Кормили хорошо. Суммарный набор высоты за день 1333 метра, то есть мы "заехали на Ай-Петри".

Пей пиво на заре, пей пиво перед сном
День 3. 4 июля 2011. Судак - Миндальное - Богатовка - Солнечная долина - Щебетовка - Курортное - Коктебель

После Судака, как и после Рыбачьего начинается подъем в гору.

Голливуд в степях Судакщины.
Голивуд в степях Судакщины
Дорога к Миндальному.
Дорога к Миндальному
Виноградники рядом с Богатовкой.
Виноградники рядом с Богатовкой
Солнечная Долина.
Солнечная Долина
Солнечная Долина
Парсук-кая. Гора Носорог.
Парсук-кая. Гора Носорог
Солнечная Долина
Трасса Судак - Коктебель.
Трасса Судак - Коктебель

Спустились с гор в Щебетовку и решили заехать в Курортное. Пол-часа спокойно сидели на пирсе и фотографировали все вокруг пока не пришел некий "моряк Феодосийского морского порта" и не заявил нам, что "на пирсе нельзя находиться с велосипедами". С моряком мы вступили в суровый матерный разговор, но таки покинули пирс ибо моряку обещал дать по голове некий могущественный начальник, руководящий причаливанием к оному пирсу катера, и моряка стало по-человечески жалко. Не первое место в Крыму, где кто-то что-то безосновательно требует, ничем свои требования не подтверждая. Нельзя находиться именно с велосипедами на пирсе — изволь повесить на пирсе большой плакат на эту тему.

На пирсе в Курортном.
На пирсе в Курортном
Курортное.
Курортное
Курортное. Пирс
На пляже в Курортном

После Курортного мы бодро добрались до Коктебеля, в котором собрались провести два дня. Нашли флигель за 270 грн с троих в сутки, поставили велосипеды и пошли на набережную.

Коктебель.
Коктебель
Коктебель. Профиль Волошина на Кара-даге
Коктебель. Профиль Волошина на Кара-даге
Катер "Иван Поддубный" (тип "Радуга") у пирса Коктебеля.
Катер "Иван Поддубный" у пирса Коктебеля
Коктебель.
Коктебель
Коктебель. Пирс
Коктебель. Пирс

Быть в Коктебеле и не прокатиться к арке Золотые ворота — непростительно. Ждем на пирсе катер. Катером оказывается бот "Моби Дик" — редкостная лоханка, при каждом ударе о волну весь нос оказывается залит водой. Против воды на носу натянули целлофан, но это мало помогает.

Бот "Моби Дик"
Бот "Моби Дик"
Арка "Золотые ворота" — символ Юго-восточного Крыма.
Арка "Золотые ворота" — символ Юго-восточного Крыма
На борту бота "Моби Дик".
На борту бота "Моби Дик"

Суммарный набор высоты за день - 856 метров.

День 4. 5 июля 2011. Дневка в Коктебеле

Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки... А мы уже топаем на гору Кучук-Енишар (или гору Волошина) встречать рассвет.

Кара-Даг.
Коктебель. Кара-Даг
Мыс Хамелеон на рассвете.
Мыс Хамелеон на рассвете
Коктебель с высоты горы Волошина.
Коктебель с высоты горы Волошина на рассвете
Рассвет сдал - рассвет принял.
Рассвет сдал - рассвет принял
Местный пес увязался за нами и сопровождал от самого Коктебеля до вершины горы Волошина. Было утро, никого не было вокруг, поэтому ему было все-равно куда с нами идти, а в компании веселее.
На вершине горы Волошина
На вершине горы Волошина
Мертвая бухта с высоты мыса Хамелеон.
Коктебель. Мертвая бухта
На мысе Хамелеон поставили запретительный щит.
Коктебель. Мыс Хамелеон. Опасно, оползень!
Коктебель. Иван Поддубный
Коктебель. Вечерняя набережная
Коктебель. Вечерняя набережная
Коктебель. Картины на набережной
Коктебель. Вечерняя набережная
День 5. 6 июля 2011. Коктебель - Орджоникидзе - Феодосия

Сколько раз проезжал эту арку на маршрутке и мечтал сфотографироваться рядом с ней с велосипедом. И вот, наконец-то, добрался на двух колесах.

Страна коньяков.
Коктебель. Страна коньяков

По дороге из Коктебеля в Феодосию проехали мимо горы Клементьева, считающейся колыбелью советского планеризма. Петр Клементьев, испытатель-планерист, погиб тут во время испытаний нового планера в 1924 году. На горе установлен памятный обелиск с планером наверху.

Гора Клементьева.
Коктебель. Гора Клементьева

Обожаю асфальтовые и пустынные дороги, они напоминают мне "Трассу 60" и крайне способствуют рефлексии и философскому общению.

Дорога Коктебель - Орджоникидзе.
Дорога Коктебель - Орджоникидзе
Пляж в поселке Орджоникидзе.
Пляж в поселке Орджоникидзе
Пляж в поселке Орджоникидзе

Еще в 2005 году, когда я отдыхал в Коктебеле, экскурсоводы рассказывали, что торпедный завод, который запускал торпеды через Двуякорную бухту, — давно закрыт и поселок Орджоникидзе стал из закрытого военного городка превращаться в туристический поселок. Но, судя по плакатику, завод тайно продолжает допиливать торпеды.

Орджоникидзе. Торпедный завод.
Орджоникидзе. Торпедный завод
Орджоникидзе. Набережная
Дорога Орджоникидзе - Феодосия.
Дорога Орджоникидзе - Феодосия

Влад стал жаловаться на странные щелчки в каретке. Ясно, что что-то не так, но беглый осмотр не находит ничего подозрительного. Продолжаем движение.

Феодосия. Памятник Доброму гению
Феодосия. Памятник Доброму гению
Феодосийский порт — поход завершен.

На набережной Феодосии Влад порвал цепь и таки понял что у него скрипело между Орджоникидзе и Феодосией — рвущаяся цепь. Хорошо хоть доехал до финиша. Из цепи удалили два сегмента и соединили остатки, что позволило продолжать путь до автовокзала Феодосии.

Набережная Феодосии.
Набережная Феодосии
Набережная Феодосии

Поезда в Харьков из Феодосии ходят крайне неудобно, утром, поэтому было решено уезжать из Симферополя вечером. Для транспортировки был нанят микроавтобус Mercedes Sprinter, в багажник которого худо-бедно запихали два велосипеда без колес (багажники сильно увеличивают габариты велосипеда).

Велосипеды в багажнике Mercedes Sprinter.
Велосипеды в багажнике Mercedes Sprinter

Третий велосипед, колеса и все рюкзаки погрузили в проход.

Велосипед и колеса внутри Mercedes Sprinter.
Велосипед и колеса внутри Mercedes Sprinter

Общительный водитель быстро довез нас до Симферопольского вокзала, по пути рассказывая обо всем, что мы проезжали. Узнав, что мы компьютерщики, он назвал свое настоящее имя — Сервер, что для меня, человека не сильного в татарских именах, звучало, как шутка. Для некомпьютерщиков он представлялся как Серёжа.

Выгрузка велосипедов в Симферополе.
Выгрузка велосипедов в Симферополе
Симферополь. Мак-Дональдс.
Симферополь. Мак-Дональдс
Домой!
Послесловие

Пройдено 208 км пути на велосипедах с суммарным набором высоты более 3500 метров. Матраса не получилось — это был сложный поход в рельефном плане и, кроме того, ледяное море не способствовало "матрасной" части похода. Но поход удался, давняя мечта проехать по юго-восточному побережью Крыма осуществилась. Хорошо там.