Сергій Фрадков
Велопоход. Крым. ЮБК за 3 дня
22-24 травня 2010
Участники
  1. Сергей, Харьков
    Scott Reflex 30 2007
  2. Оля, Харьков
    Scott Contessa 40 2008
  3. Сергей, Донецк
    BerGaMont Beluga
  4. Аня, Харьков
    Scott Contessa 40 2008
Маршрут

На электричке: Симферополь - Севастополь
На велосипедах: Севастополь - Фиолент - Балаклава - Гончарное - Орлиное - Байдарские Ворота - Кацивели - Симеиз - Ялта
На троллейбусе: Ялта - Симферополь

Предисловие

После прошлогоднего первого велопохода по Крыму было совершенно очевидно, что в этом году надо ехать снова. Заблаговременно планируемый четырехдневный поход на 1-4 травня был сорван форс-мажорными обстоятельствами, я должен был ехать в командировку. Крайне неприятно когда по твоей вине срывается поход, который ты так долго и тщательно готовил, договаривался с участниками, а они в свою очередь договаривались на работах и в семьях. Когда стало очевидно, что поход на майские праздники сорвался, было решено попробовать поехать на Троицу, которая в этом году выпадала на 22-24 травня. Сказано-сделано, старые билеты сданы, новые куплены за 45 дней, один участник из пятерых выбыл из-за внезапно свалившейся на него работы, но четверо собираются выезжать в трехдневный поход по ЮБК. Злые языки предупреждали нас о том, что "там же горы", но мы беспечно проигнорировали эти предостережения.

21 травня 2010. Вечер дня отъезда

GisMeteo меняет прогнозы каждые 2 часа, от яркого солнца до проливных дождей на все дни похода, решено не морочить голову и не читать советских газет до обеда (ну, а если никаких других нет, то никаких и не читать). Едем, как и в том году, налегке, только с заплечниками, поэтому цель укладки рюкзаков - взять только самое необходимое. Почему-то в этом году необходимого оказывается гораздо больше, хотя были расчеты на то, что в конце травня теплее и много теплых вещей нам не понадобится. Все берут дождевики, летнюю форму, термо-куртки, плюс девчата берут еще и термо-штаны. У меня как обычно рюкзак набит разными железяками вроде фотоаппарата и запасных камер с ключами, все остальные везут фактически только одежду.

Сергей как обычно едет на машине из Донецка, моя задача доставить в Симфер двух наших спутниц. Заезжаю за Аней, которая едет в велопоход по Крыму впервые, быстро и без приключений доезжаем до вокзала. Оля скатывается с Холодной Горы к вокзалу. Прошлый год дал некий опыт в погрузке в поезд на Симферополь - катимся по подземному переходу на 6 платформу, там с большой долей вероятности предполагаем, что нумерация вагонов от головы состава (и не ошибаемся), быстро и слаженно разбираем велосипеды и пакуем их в чехлы. Усовершенствование этого года заключалось в снятии седел, вроде бы очевидная вещь, но в прошлом году я не сообразил это сделать и упорно пихал велосипеды на третью полку плацкарта с седлами. Так как изначально планировалость, что нас будет четверо из Харькова - я взял билеты в соседних купе плацкарта, чтобы в каждое купе спокойно уложить по два велосипеда. Это была хорошая идея, велосипеды без седел оказались много более компактными и гораздо легче легли на третьи полки вагона не торча в проходе. С проводниками при погрузке ни малейших проблем.

День 1. 22 травня 2010. Симферополь - Севастополь - Фиолент - Балаклава - Гончарное

Симферополь, 6:40 утра. Выгружаемся из поезда, в ускоренном темпе собираем велосипеды, созваниваемся с Сергеем. Ему было поручено купить билеты на электричку на 7:27 утра до Севастополя, из которого мы планировали выдвинуться своим ходом и прокатиться по ЮБК до Ялты. В кассах Сергею были не рады и посоветовали просто грузиться в электричку и уже там купить билеты у кондукторов. Не вопрос, переезжаем на вторую платформу и пытаемся пробиться сквозь толпу граждан, вылезших из прибывшей электрички куда-нибудь, где народу поменьше, добегаем до первого вагона электрички и еле успеваем заскочить и затащить велосипеды. Электричка в Крыму мало отличается от электрички в Харькове - много разных огородников, дачников и бабушек с тачками.

Появляются кондукторы и продают нам 6 билетов по 8.17 грн (то есть по полному билету на человека и по половинке на велосипед, в Харькове действует та же схема оплаты электрички). Итого 49.02 грн и мы законно едем в Севастополь. Через два часа, в 9:30 выгружаемся на вокзале в Севастополе, поход начинается.

Севастополь.
Севастополь

Выезжаем на шоссе в сторону Фиолента и первый же подъем от вокзала по улице Котовского оказывается хорошим тягуном, который мгновенно убивает Олю и Аню. Слышится ропот "и зачем мы сюда приехали, может мы посидим на вокзале пока вы покатаетесь?". Убеждаем девчонок не сдаваться и двигаться вперед, весенняя подготовка в Харькове к походу была явно недостаточной. Там, где ехать нет сил, девчонки катят велосипеды вверх пешком, мы с Сергеем ждем их у магазина с водой. Я и сам таким был несколько лет назад, пытался на горки заезжать нахрапом, убивался на середине и слезал с велосипеда. Я думаю, с опытом приходит понимание, на какой передаче и за сколько минут заезжается каждая конкретная горка.

Выезжаем из Севастополя на Монастырское шоссе, ехать становится проще, жизнь налаживается.

Монастырское шоссе.
Монастырское шоссе
Снова немного в гору.
Снова немного в гору
Никогда не видел столько маков живьем.
Никогда не видел столько маков живьем
Какая-то военная база.
Какая-то военная база

Двигаемся к мысу Фиолент, Оля отстает и я притормозил, чтобы ехать с ней, Сергей с Аней уходят вперед.

Доезжаем до поворота на мыс, упираемся в ворота с дачными участками. Куда ехать совершенно непонятно, так как карта и реальность не имеют ничего общего между собой. В этот момент я радуюсь наличию двух навигаторов в нашей команде с одинаковыми точками записанными в память. Договариваемся с Сергеем любыми дорогами выйти на точку "Мыс Фиолент" в наших Garmin-ах.

Дачные участки на Фиоленте.
Дачные участки на Фиоленте

Проезжаем дачи, выезжаем на открытое пространство и катимся в сторону моря. Взору открываются виды, ради которых мы сюда и ехали. Встречаемся вокруг какого-то поста окруженного колючей проволокой с Сергеем и Аней и вчетвером гуляем по Фиоленту.

Вид на запад с мыса Фиолент.
Вид на запад с мыса Фиолент
Ассоциации с "Белым солнцем пустыни" - "Стреляли...".
Фиолент. "Стреляли..."
Какой-то страшно секретный пепелац.
Какой-то страшно секретный пепелац
Вид на восток с мыса Фиолент.
Вид на восток с мыса Фиолент
Гляжу, поднимается медленно в гору...
Гляжу, поднимается медленно в гору...
Мыс Фиолент
Мыс Фиолент

Начинаем пытаться выбраться с Фиолента в сторону Балаклавы. Карты врут безбожно, дороги не совпадают ни с чем, идем по компасу. Проходя мимо поселения наблюдаем во дворе модные велотренажеры. Бомба! Я так и не понял, это самопал или вершина промышленной мысли прошлого столетия.

Kettler просто отдыхает.
Фиолент. Kettler просто отдыхает

Упираемся в забор и понимаем что всё, "замуровали демоны". Выхода нет, решаем форсировать препятствие по-серьезному, то есть в лоб. Велосипеды перебрасываются через забор, люди протискиваются в узенькую щель. Надпись с другой стороны забора пугает, хорошо, что не пристрелили злые пулеметчики.

Переброска десанта через забор.
Фиолент. Переброска десанта через забор
Военная часть. Нарушали, однако.
Фиолент. Военная часть. Нарушали, однако.
Красиво.
Фиолент

Выезжаем на дорогу на Балаклаву, проезжаем действующую и несколько заброшенных военных частей ВМФ России. Русский магазин радует взор, в голову лезут дурные ассоциации с "Гардемарины, вперед" - "Серёжа, это последний русский...".

Русский магазин.
Русский магазин
База ВМФ России.
База ВМФ России
Остатки былого величия.
ВМФ. Остатки былого величия
"Товарищ, я вахты не в силах стоять - сказал кочегар кочегару..." © Раскинулось море широко
"Товарищ, я вахты не в силах стоять - сказал кочегар кочегару..."

После утомительного подъема от Фиолента, мы, наконец, оказываемся на шоссе и въезжаем в Балаклаву. Спуск в Балаклаву хорош, плавная потеря 190 метров высоты на 7 км спуска, проехались с ветерком. Уже внизу стало тоскливо при мысли об обратном подъеме.

Балаклава.
Балаклава

В Балаклаве я хотел хоть одним глазком посмотреть на бывшую базу подводных лодок - грандиозный советский проект. Подъехав ко входу мы с грустью прочитали на кассе, что ближайшая экскурсия аж через час и продолжительность ее 1.5 часа. Время уже поджимало и оставаться ждать не было смысла. Но тут оказалось, что можно прокатиться на лодке по водному туннелю, лодка стоит пустует, можно ехать прямо сейчас и длительность экскурсии 30 минут. Решено, едем! Пристегиваем велосипеды около тетеньки, взимающей деньги за посещение туалета, даем ей на всякий случай 20 грн и отправляемся на экскурсию (25 грн с носа).

Вход на секретный объект №825.
Вход на секретный объект №825
Туннель, где базировались подводные лодки.
Туннель, где базировались подводные лодки

Покидаем Балаклаву и поднимаемся на шоссе Севастополь-Ялта. Так как ночевать мы собирались у гостеприимных местных жителей, я ткнул наобум в деревню Гончарное, до которой мы должны были доехать не превышая дневной планируемый километраж для девочек. Никаких отчетов в Интернете об успешной ночевке в Гончарном я не нашел, это немного смущало.

Покидаем большой Севастополь.
Покидаем большой Севастополь
Путь на Гончарное.
Путь на Гончарное

За 6 км до Гончарного начался тягун, боевой дух померк и тут на обочине нарисовался домик с надписью "Гостевые номера". Решили зайти, спросить, неужто в самом деле имеются номера и сколько это удовольствие стоит. Оказалось, что да, есть, 250 грн номер на двоих. Синица в руках лучше непонятного Гончарного впереди и на ночь глядя, поэтому решаем заночевать тут. 500 грн на четверых и мы имеем два номера, с горячим душем и приемлемыми кроватями. Конечно, не Турция, и не две звезды даже (сантехника ржавая и так себе работающая), но как для заночевать вполне пригодно. Велосипеды связываем тросами и оставляем на ночь в холле, обещают полную сохранность.

Отель-ресторан "Дубовая роща".
Отель-ресторан "Дубовая роща"
День 2. 23 травня 2010. Гончарное - Орлиное - Байдарские Ворота - Кацивели - Симеиз

Ранний подъем, солнце уже хорошо припекает, сегодня самый сложный день маршрута. Начинается тот самый тягун, который вчера нас испугал. Девчата довольно быстро устают и начинают временами идти пешком. Решаем разделиться и предоставить дамам спокойно штурмовать гору до развилки на Орлиное, а сами уезжаем вперед, наша цель - обзорная площадка над Ласпи.

Пешеход дальнего следования.
Пешеход дальнего следования
Утро, машин нет, вокруг красота.
Крым. Утро

Въезжаем в Гончарное. Да, это не Рио-де-Жанейро. Вчерашние опасения, что тут мы могли и не найти жилья, почти подтверждаются. Хотя никто не пробовал искать, но непохоже на то, что тут активно сдают жилье. Это вам не Соколиное около Большого Каньона.

Гончарное.
Гончарное
Постаменты в Гончарном на хороший лад не настраивают.
Постамент в Гончарном

Добираемся до первого поворота на Орлиное, звоним девчатам и объясняем куда им надо повернуть. У них ни одного GPS, поэтому едут по указателям. А сами уходим вправо на Ласпи. Дорога отличная, машин практически нет.

Поворот на Орлиное.
Поворот на Орлиное
Дорога на Ласпи.
Дорога на Ласпи
Второй поворот на Орлиное, сюда мы поедем возвращаясь от Ласпи.

Быстро и с ветерком докатываемся до обзорной площадки над Ласпи. Тут жизнь кипит, подъезжают автобусы с детишками-туристами, много людей, стандартные сувениры. Пьем кофе с пирожными в местной кафушке, хозяин рассказывает нам о второй обзорной площадке, неочевидной с первого взгляда, которая открывается после узкого прохода с задней стороны кафе. Прямо как в "Приключениях Буратино".

Обзорная площадка Ласпи.
Обзорная площадка Ласпи
Ласпи.
Основная обзорная площадка.
Альтернативная обзорная площадка.

Возвращаемся ко второму повороту на Орлиное и созваниваемся с отстающими девчатами. Договариваемся ехать в Орлиное разными дорогами и встретиться в Орлином. Дорога проходит по живописной долине, не типичной для Южного берега Крыма.

Долина перед Орлиным.
Долина перед Орлиным

Орлиное оказалось достаточно туристическим местом, все заборы обвешаны рекламой кемпингов, усадеб, коттеджей, пансионатов и прочих мест, где можно заночевать. Реклама ресторана "Шалаш" на Байдарском перевале преследовала нас уже не первую развилку, дело было к обеду, решили, что если доедем, то обязательно посетим такое знаменитое заведение.

Начало подъема на Байдарский перевал. Обещают 14% уклон.
Начало подъема на Байдарский перевал
Дорога на перевал.
Дорога на перевал Байдарские ворота

Первым заезжает Сергей, я подтягиваюсь за ним - высота над уровнем моря 500м. Затаскиваем велосипеды на портик Байдарских ворот и рассматриваем окрестности. Как и было запланировано, идем в ресторан "Шалаш", единственное заведение питания на Байдарском перевале. Сергей интересуется чем же так знаменит этот самый ресторан Шалаш (прочитав в википедии на мобильном телефоне фразу "Ныне у Байдарских ворот расположен известный ресторан «Шалаш»"). Официант не растерялся и тут же предположил, что ресторан знаменит какой-то там бараниной в чем-то. Хорошо, заказали баранину. После чего Сергей вычитал, что ресторан знаменит своими чебуреками, заказали и их тоже, учитывая что многие вокруг их аппетитно уплетали. И баранина и чебуреки оказались так себе, съедобные, но без фанатизма, а вот греческий салат очень даже достойный.

На вершине портика Байдарских ворот.
На вершине портика Байдарских ворот
Форосская церковь.
Форосская церковь

Перекусив и пообещав дамам, что теперь будет сплошной спуск вниз аж до самого Симеиза (как я ошибался) мы двинулись по серпантину к Форосской церкви.

Байдарские ворота.
Байдарские ворота
Форосская церковь.
Форосская церковь

Бодренько скатились по серпантину до развилки. Высота 254 метра, то есть сбросили почти 250 от Байдарских ворот. Влево уходит старая Ялтинская дорога, вправо выезд на современную автостраду. Я очень хотел проехать по старой дороге район оползней, а тут мало того, что подтверждение свежего оползня, так еще и дорога перекрыта. Отлично! Меньше машин будет нарушать наше путешествие. Сергей угрюмо смотрит на линии высот и тихо меня предупреждает, что впереди нас ждет снова набор высоты до 400 метров. Решаем промолчать и дамам не распространяться (так как обещали постоянный спуск вниз до Симеиза).

Старая дорога на Ялту с оползнем, значит нам туда.
Старая дорога на Ялту с оползнем
Снова начинается набор высоты.
Старая Ялтинская дорога
Слева нависают скалы.
Старая Ялтинская дорога

И тут страшная сказочка на ночь - за Ольгой погналась змея. Нет, не укусила, и скорее всего даже хотела убежать, но когда девчата меня догнали, я с интересом слушал страшный рассказ Оли и Ани, что некая "ужасно толстая" коричневая змея вдруг резко появилась из придорожных листьев, по которым ехала Оля, и ползла прямо под педалями метров десять. Все попытки идентифицировать змею по словесному описанию в Интернете дома не увенчались успехом. Скорее всего не гадюка, ну и точно не уж. На этом мои познания в змеях заканчиваются. В общем-то, хорошо, что все прошло без эксцессов.

Добрались до оползня. Впечатляет. Масштабно. Сфотографировались сразу после мотоциклистов, которые как и мы легко переехали треснувшую дорогу. Подъехал автомобиль, водитель в раздумиях прошагал туда и обратно через трещину, благоразумие взяло верх и он развернулся и уехал (хотя разворачивался он смело).

Внимание, Оползень!
Старая Ялтинская дорога. Оползень
Оползень.
Старая Ялтинская дорога. Оползень
Старая Ялтинская дорога. Оползень
Рискнуть или не рискнуть - вот в чем вопрос.
Рискнуть или не рискнуть - вот в чем вопрос
Смелый разворот. Еще метр назад и ага, летальный исход.
Смелый разворот
Старая Ялтинская дорога.
Старая Ялтинская дорога

Дальше без приключений доехали до планируемого спуска с верхней Ялтинской дороги на шоссе Севастополь-Ялта в районе Паркового. Звонил Сергей, ожидающий нас уже аж около аквапарка за Кацивели, и предупредил, что спуск будет хорошим и руки с тормозов не убирать. Спуск действительно был отличный - 2.5 км серпантина и сброс высоты с 360 до 170 метров. Четыре километра по шоссе и мы поворачиваем вниз на Кацивели. Снова сброс высоты со 180 до 30 метров через поселок Кацивели, который запомнился ужасной по качеству дорогой и большим углом наклона дороги.

Трасса Севастополь-Ялта.
Трасса Севастополь-Ялта

Последний рывок в горку, объезжаем гору Кошка по берегу и скатываемся в Симеиз. Симеиз - высококультурное место, количество желающих сдать жилье просто зашкаливает. Снимаем двухкомнатный флигель на четырех человек за 300 грн в сутки. Вечером сходили на пляж, посидели, попили вина, я в воду слазил, больше дураков не нашлось. Медуз очень много, вода чистая и холодная.

Забрались по ступенькам на скалу Дива, посидели, посмотрели вдаль.

На закат уже опоздали.
Вечер на скале Дива
Симеиз со скалы Дива.
Симеиз со скалы Дива
День 3. 24 травня 2010. Симеиз - Алупка - Ласточкино гнездо - Ялта

Вообще-то третий день планировалось потратить на заезд на Ай-Петри и съезд оттуда вниз, но несколько факторов заставили нас пересмотреть этот план. Во-первых канатка открывалась аж в 11 утра, а мы были в Мисхоре уже в 8 утра, во-вторых трое из нас в прошлом году уже съезжали с Ай-Петри по Ялтинской дороге и ощущения на этом спуске были менее экстремальные, чем на спуске от старой Ялтинской дороги к Парковому - просто более длинный спуск, в-третьих сил заезжать на Ай-Петри своим ходом уже было недостаточно после горок от Севастополя до Мисхора, а в-четвертых на Ласточкином гнезде с берега я никогда не был (всегда приезжал туда на катере с моря).

Итак, решено, едем по берегу. Заезжаем в Алупку и попадаем в Алупкинский парк. К сожалению нижние террасы (знаменитая лестница со львами) были закрыты и открывались только в 9:30. Жалко было терять время, вместо террас мы погуляли по парку, зашли на пруды, посмотрели лебедей и поехали дальше в сторону Мисхора.

... Русалка на ветвях сидит ...
Русалка на ветвях сидит
Алупкинский парк.
Алупкинский парк
Воронцовский дворец.
Воронцовский дворец
Воронцовский дворец.
Воронцовский дворец
Пруд в Алупкинском парке.
Пруд в Алупкинском парке
Пруд в Алупкинском парке

Все подъезды к канатке были заставлены машинами и микроавтобусами, которые желали доставить страждущих на вершину Ай-Петри, пока канатка закрыта. Мы подъехали к нижней станции канатки и остановились попить кофе со сникерсами (киоски с едой и горячими напитками в 9:30 утра уже работали). Я сходил посмотреть на цены: 50 грн за человека и 25 за велосипед. Многочисленные водители подходили с предложениями быстро и "дешевле, чем на канатке" забросить нас наверх. Пришлось всех разочаровать тем, что нам наверх не нужно и скоро они потеряли к нам интерес. Мы спокойно допили кофе и двинулись на Ласточкино гнездо.

Garmin вел к Ласточке пока мы не уперлись в шлагбаум. Как оказалось впоследствии - это был въезд в санаторий "Жемчужина". Добрые охранники сняли с нас стандартные в Крыму 10 грн с человека за вход, взамен указали нам хорошее место для парковки велосипедов и пообещали присмотреть. Сцепили велосипеды и потопали по аллеям санатория по нарисованным указателям "К Ласточкину гнезду". Пройдя санаторий насквозь, мы вышли через неприметные ворота на ту же площадку, на которую обычно поднимаются туристы с причала.

Велосипеды на проходной санатория "Жемчужина".
Велосипеды на проходной санатория "Жемчужина"
Скала Парус.
Ласточкино гнездо. Скала Парус
Замок Ласточкино гнездо.
Замок Ласточкино гнездо

Покидаем Ласточкино гнездо и выезжаем на финишную прямую. За санаторием Курпаты начинается последний хороший такой серпантин вверх, набор высоты от 50 до 165 метров на протяжении 1.7 км. Заезжаем с Сергеем уже на передаче 1-2, останавливаемся на автобусной остановке дождаться девочек, которые как мы были уверены топают вверх пешком. Но девочки не сдались и заехали на велах. Еще 5 километров пути по трассе и вы выкатываемся прямо на Ялтинскую набережную. Ура!

Набережная Ялты. Финиш.
Набережная Ялты

Отправляемся на троллейбусную станцию. Опыт езды на троллейбусе есть уже с прошлого года, но тогда нас было трое, сейчас четверо, мысленно решаю, что передние колеса мы таки снимем при погрузке в троллебус. Заказываю билеты, 4 для людей и 5 задних мест для велосипедов. Начинается нудота бабушки кассирши, что у велосипедов должно быть снято переднее колесо (соглашаюсь), после чего бабушка начинает настаивать на том, что велосипеды должны быть упакованы в чехлы. Прошу показать мне правила, в которых это написано и на которые бабушка активно ссылается (а мы покупаем фактически для каждого велосипеда место по 12 грн как для человека, вместо 1 грн как за багаж). Бабушка уходит вглубь, советуется о правилах упаковки и вообще о ситуации с кем-то уважаемым, возвращается и резко меняет свою точку зрения - "У меня к вам нет претензий". Вот и чудно. Быстро снимаем передние колеса и грузимся в троллейбус, водитель-душка не просто не кричал на нас, но еще и махал рукой дескать не надо стелить чехол на сидения, грузите так.

Троллейбус Ялта-Симферополь.
Троллейбус Ялта-Симферополь
Заключение

Обожаю Крым. Тяжело, таки горки, как нас и предупреждали, но настолько замечательно рано утром катиться по пустому шоссе любуясь Крымскими пейзажами... Что бросается в глаза - дороги. На протяжении всего маршрута было всего два или три коротких участка асфальта, напоминающих танкодром (главным образом в населенных пунктах, спуск в Кацивели - один из них). Все остальное время мы катились по идеальному асфальту без ям, ни на одном серпантине я не влетел на хорошей скорости ни в одну дырку в асфальте. Непостижимо, машин много, а дороги хорошие. Что-то Харьковские дорожники делают не так, или не делают вовсе.

Мы снова поехали "по-московски", то есть налегке и с какой-то денюжкой за душой, это привязывало нас к определенным местам ночевок, но в целом такой способ катания по Крыму нашей команде очень и очень по душе.

Всего пройдено 135 км с суммарным набором высоты более 2 км. Профили высот по дням представлены ниже.